Г. Р. Державин "Признание": анализ стихотворения
Читать: Стихотворение Г. Р. Державина "Признание"
"Признание" относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет - в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.
Основная идея произведения
Это стихотворение-самоанализ. Своеобразное подведение итогов. Автор словно со стороны оценивает свой творческий путь и анализирует прожитую жизнь.
Лирический герой в лице самого автора косвенно сравнивает себя со своим окружением и говорит о своей нравственной позиции, которой руководствовался на протяжении жизни.
Оглядываясь на свое прошлое, автор рассуждает о той системе ценностей, согласно которой жил и действовал. И негласно признается в своих строках, что не жалеет о том, как прожил свое время.
Герой утверждает, что посвятил себя людям и отчизне. И именно это было главным для него стимулом. Поэт ощущает свою близость и тесную связь с людьми и государством.
Персонаж в легкой и незамысловатой форме рассказывает о своей прямоте характера, а также искренности и честности перед окружающими и родиной в целом. Он, как и остальные, не лишен пороков, но всегда старается действовать чистосердечно.
Идейная и структурная характеристика произведения
Размер стихотворения - двустопный хорей.
С помощью ударения на первый слог автор задает произведению определенный ритм, который отображает общий настрой и создает "двойную" противоречивую атмосферу: с одной стороны - спокойных размышлений, с другой -
Можно смело утверждать о жанровой динамике и эклетичности творчества поэта. Изначально относя к себя к классицистам, поэт со временем отказывается от жанровых рамок и акцентирует внимание на человеческой индивидуальности, которая и выходит на передний план в его стихотворениях.
В большинстве поздних произведениях Державина, и в этом в том числе, автор склонен создавать конкретный образ персонажа, в лице которого выражает свою собственную личность, собственные принципы и воззрения. Именно данный факт отчасти свидетельствует об автобиографичности “Признания”.
Об этом же мы можем судить как по названию, так и по словесному наполнению произведения. В своих строфах поэт часто употребляет местоимение "я", а также глагольные формы в прошедшем времени: "любил", "смел", "думал", "не умел", "падал".
"Признание" принципиально отличается от многих других авторских произведений своей трехплановостью. В целом, можно выделить следующие уровни:
- Духовное осмысление действительности (мировоззрение и нормативно-ценностное наполнение);
- Сознание как отражение опыта;
- Мировоззрение как стимул к деятельности.
В этом контексте сознание персонажа является организующим началом всей структуры текста.
Сознание автора-персонажа отражается в тексте посредством комплекса средств художественной выразительности, которые вступают в отношения, образовывая системный каркас:
- Эпитеты: "важным", "властным", "беспристрастным" и др.;
- Повторы: "богом" - "бога" - "богам", "огонь" - "пламень";
- Сочетание словоформ "высокого" и "низкого" стилей: "вельможа" и "сан" - "брякнуть" и "надуваться".
Особую экспрессивность и характер тексту задает высокая частотность местоимений и имен существительных.
Авторский посыл
"Признание" - это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.
Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.
В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.