Г. Р. Державин "Признание": анализ стихотворения

Г. Р. Державин Признание

Читать: Стихотворение Г. Р. Державина "Признание"

"Признание" относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет - в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.

Основная идея произведения

Это стихотворение-самоанализ. Своеобразное подведение итогов. Автор словно со стороны оценивает свой творческий путь и анализирует прожитую жизнь.

Лирический герой в лице самого автора косвенно сравнивает себя со своим окружением и говорит о своей нравственной позиции, которой руководствовался на протяжении жизни.

Оглядываясь на свое прошлое, автор рассуждает о той системе ценностей, согласно которой жил и действовал. И негласно признается в своих строках, что не жалеет о том, как прожил свое время.

Герой утверждает, что посвятил себя людям и отчизне. И именно это было главным для него стимулом. Поэт ощущает свою близость и тесную связь с людьми и государством.

Персонаж в легкой и незамысловатой форме рассказывает о своей прямоте характера, а также искренности и честности перед окружающими и родиной в целом. Он, как и остальные, не лишен пороков, но всегда старается действовать чистосердечно.

Идейная и структурная характеристика произведения

Размер стихотворения - двустопный хорей.

С помощью ударения на первый слог автор задает произведению определенный ритм, который отображает общий настрой и создает "двойную" противоречивую атмосферу: с одной стороны - спокойных размышлений, с другой - 

Можно смело утверждать о жанровой динамике и эклетичности творчества поэта. Изначально относя к себя к классицистам, поэт со временем отказывается от жанровых рамок и акцентирует внимание на человеческой индивидуальности, которая и выходит на передний план в его стихотворениях.

В большинстве поздних произведениях Державина, и в этом в том числе, автор склонен создавать конкретный образ персонажа, в лице которого выражает свою собственную личность, собственные принципы и воззрения. Именно данный факт отчасти свидетельствует об автобиографичности “Признания”.

Об этом же мы можем судить как по названию, так и по словесному наполнению произведения. В своих строфах поэт часто употребляет местоимение "я", а также глагольные формы в прошедшем времени: "любил", "смел", "думал", "не умел", "падал".

"Признание" принципиально отличается от многих других авторских произведений своей трехплановостью. В целом, можно выделить следующие уровни:

  1. Духовное осмысление действительности (мировоззрение и нормативно-ценностное наполнение);
  2. Сознание как отражение опыта;
  3. Мировоззрение как стимул к деятельности.

В этом контексте сознание персонажа является организующим началом всей структуры текста.

Сознание автора-персонажа отражается в тексте посредством комплекса средств художественной выразительности, которые вступают в отношения, образовывая системный каркас:

  • Эпитеты: "важным", "властным", "беспристрастным" и др.;
  • Повторы: "богом" - "бога" - "богам", "огонь" - "пламень";
  • Сочетание словоформ "высокого" и "низкого" стилей: "вельможа" и "сан" - "брякнуть" и "надуваться". 

Особую экспрессивность и характер тексту задает высокая частотность местоимений и имен существительных.

Авторский посыл

"Признание" - это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.

Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.

В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.